Почему на поминках не едят вилками

  • Почему на поминальном обеде нельзя есть вилками
  • Почему нельзя есть с ножа
  • Можно ли 40 дней поминать раньше или позже

Существует поверье, что в день похорон на поминальном обеде нельзя использовать вилки. Люди предпочитают кушать ложками, хотя это не всегда удобно.

Бытовые версии

Одна из самых распространенных версий возникновения такого ограничения весьма проста: еще несколько веков назад вилки были не известны народу, ведь даже в советских столовых преимущественно ели ложками. Может, именно это послужило основанием для того, что кушать вилками на поминках «грех».

В советские времена объясняли традицию еще более банально: вилки предметы острые, «поминающие», те, кто пришел проводить усопшего в последний путь, могли нанести телесные повреждения друг другу, например, в пылу эмоций, при дележе наследства и пр.

Версии традиционные

Кутья – поминальная каша из пшеницы с медом, растворенным в воде (сыто). Кутью готовят не только на поминки, но и в канун Рождества, Крещения.

Более объективно и правдоподобно с точки зрения истории выглядит версия о том, что изначально главное поминальное блюдо – кутью — ели ложками, а блюда, которые требовалось делить на куски, попросту ломались.

Поминальный обед традиционно начинается с того, что все съедают ровно три ложки кутьи. Хлеб люди берут руками. В современной традиции, к слову, при проведении поминок кутью нередко заменяют на блины, которые непременно должна испечь вдова или вдовец, а в их отсутствие – ближайший родственник усопшего.

Первый поминальный ужин открывал собою шесть траурных недель, в период которых в доме не должно быть увеселений, а в семье праздников и свадеб.

В старых церковных книгах нередко можно встретить высказывания, будто вилка – предмет бесовской (вспомните, что у дьявола есть трезубец, а черти наделены хвостом с крючкообразным острием). Впрочем, подобные воззрения характерны были в период введения в обиход нового предмета, ведь отвергать все новое свойственно консервативному человеческому мышлению. Сегодня такие речи можно слышать от старообрядцев, которые по старинке пользуются только ложками даже в повседневной жизни.

Современные священнослужители разъясняют, что канонического запрета на использование вилок на похоронах не существует, однако это традиция, которую неплохо было бы соблюдать. Однако гораздо важнее соблюсти похоронный церемониал: отпеть усопшего, провести погребальный обряд с молитвою и смирением, а также совершить церковное поминание на девятый и сороковой день после похорон.

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Читайте также:  Переходник с резьбы на резьбу

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Читайте также:  Подключение rj45 по цветам 4 провода

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Приметы и суеверия, связанные с похоронами, уходят корнями в далёкое прошлое. Сегодня большинство из них кажется нелогичными и даже глупыми. Одна из таких примет гласит, что на поминках нельзя пользоваться вилками. Так ли это на самом деле и чем обоснован данный запрет?

Читайте также:  Пистолет для прибивания вагонки

Приметы и суеверия о вилке на похоронах

На Руси для приёма пищи использовались только ложки. Вилки были привезены Петром Первым из Европы. Народ плохо воспринял новшество, продолжая пользоваться только ложками. Люди верили, что вилка — это дьявольское оружие, ведь она похожа на хвост чёрта, который обычно изображался в виде трезубца. Поэтому на поминках, да и во время обычной трапезы, вилки не использовались.

Со временем, к вилке привыкли, и она появилась в каждом доме, но вот на поминках её не использовали, чтобы не беспокоить усопшего и не контактировать с Сатаной во время поминального обеда, ведь во время поминок мир живых и мёртвых соединяется

На Руси считалось, если ты ешь вилкой, значит, прислуживаешь Сатане.

Также существуют и другие приметы, связанные с поминками и вилками:

  • тыкая вилкой в кутью, можно потревожить душу умершего человека;
  • если во время поминок использовать ножи и вилки, родственники покойника передерутся.

Эзотерики также не советуют класть ножи и вилки на поминальный стол. Они уверяют, что душа умершего в момент трапезы находится рядом со своими близкими, а острые предметы могут нанести вред астральному телу покойного.

Логические объяснения запрета

Как ни странно, но существует множество логических объяснений данного запрета. Основное из них кроется в блюдах, которые должны присутствовать в канонической поминальной трапезе. Как правило, на столе должны присутствовать лишь кутья, блины и кисель. Кутью удобнее есть ложкой, да и согласно правилам, в начале поминок каждый присутствующий должен съесть ровно три ложки этого блюда. Блины следует есть руками, а кисель — пить из чашки или стакана. Таким образом, становится понятно, что на поминальном обеде необходимость в вилках отпадает.

Раньше поминки проводились для нищих людей, которые отведав пищу, молились за покойного. Как правило, такая категория людей просто не умела пользоваться вилками.

Во времена язычества было принято сложить всякое оружие, в том числе колюще-режущее, на входе в помещение, где проводилась поминальная трапеза, видимо, с тех времён не принято было класть на стол всё, что могло быть использовано в качестве оружия

Существует и бытовая «расшифровка» данного запрета. Дело всё в том, что на поминки съезжаются все родственники умершего. Зачастую они приезжают не только ради того, чтобы отдать дань умершему, но и ради наследства. Делить имущество покойного начинают, как правило, уже на поминках. Алкоголь, ругань и оскорбления способны поспособствовать тому, что словесная дискуссия перерастёт в драку. Не исключено, что кто-то из присутствующих не схватит вилку и не нанесёт телесные повреждения своему оппоненту.

В СССР поминки зачастую проходили в столовых, у которых в наличии были одни лишь ложки. В этот период запрет на использование вилок на поминках лишь укоренился.

Мнение священнослужителей

Служители церкви не разделяют запрета на использование вилок во время поминок. Они уверены, что на поминальный стол можно класть любые столовые приборы, ведь подобного запрета не прописано в Библии. На трапезе можно пользоваться и вилками, и ножами, главное — проводить поминальный обед по всем правилам, накрывать стол на первый, девятый и сороковой день после похорон.

Суеверие о запрете вилок на поминках появилось в момент, когда этот столовый предмет только появился в России. Одни боялись внешнего вида вилок, другие просто не видели смысла в их применении. Сегодня же не существует никаких причин, чтобы не пользоваться вилками во время поминальной трапезы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector