Почему машины не делают из нержавеющей стали

Надежность и долговечность серийных моделей – предмет пристального внимания потребителей. А нам представился случай проверить ресурс автомобиля штучной работы – самоделки 40-летнего возраста.

Почему люди строят самодельные автомобили? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Говоря обобщенно, причина чаще всего – в желании получить комплект потребительских качеств, которого не предлагает традиционная автомобильная промышленность.

Много лет назад, еще в конце 1960-х годов, житель украинской глубинки Анатолий Донец захотел стать владельцем автомобиля. В принципе, кое-какие деньги для этого имелись, но молодой человек понимал, что купит он на них не то, что хочется, а то, что предложит существующий на то время модельный ряд отечественных автозаводов. С этим он согласиться не мог. Поэтому пришлось строить автомобиль самому.

Проблемой было не только раздобыть кузовные детали, но и найти ответственного исполнителя работ. Поскольку частные мастера в ту пору в каждом гаражном кооперативе не работали, а на официальных СТО существовали многомесячные очереди. Так что не удивительно, что многие тогда мечтали о нержавеющем автомобиле.

А еще Анатолию была нужна машина практичная – вместительная и универсальная, пригодная, что называется, на любой случай. Хотя стандартные кузова «универсал» в стране существовали (ГАЗ-22 Волга и Москвич-424/426), но к населению в 1960-е годы они попадали в очень ограниченном количестве.

И это была осознанная политика борьбы с мелким предпринимательством – советское государство не хотело, чтобы у автолюбителей возникал соблазн «подкалымить» на мелких грузоперевозках. Так родился еще один пункт техзадания, которое начинающий автоконструктор поставил перед собой.

Творец этой самоделки в молодости был человеком рабочей закалки, знал слесарное и сварочное дело, не боялся работы с металлом. Между тем, как раз в конце 1960-х многие автосамодельщики СССР начали выбирать как материал для кузова стеклопластик, не боящийся коррозии и дающий больше свободы в выборе дизайна экстерьера. Но опытным заводским и фабричным мастерам, умельцам старой школы, он казался не таким прочным и надежным, как сталь. К тому же человеку, связанному с производством, было проще официально заполучить (тогда говорили «выписать») листовой металл, чем стеклоткань и полиэфирную смолу для стеклопластиковой формовки.

Но автор этого автомобиля был по-настоящему крут: он раздобыл для своей машины не просто сталь, а «нержавейку». Выбрав в качестве материала для своего авто нержавеющую сталь, Анатолий понимал, каково работать с этим материалом. Ведь он неохотно поддается сварке, трудно формуется, и даже резать его нелегко. Но иначе вопрос коррозии было не решить.

Что касается устройства основной самодельной части машины – кузова, была определена простая схема: несущая пространственная конструкция с трубчатым подрамником для силового агрегата в передней части. Из листовой нержавейки будущий автовладелец сам готовил «кузовщину»: гнул пороги, кроил днище, выстукивал на болванках крылья, мастерил двери с тонкими оконными рамками. Автомобиль, получившийся в итоге, был так же внушителен и сдержан по стилю, но все же не совсем похож на теперешний, представленный на наших фото.

Неплохо послужив окрыленному успехом хозяину-конструктору, самоделка через несколько лет дожила до первой модернизации. Двухтактный двухцилиндровый мотор DKW (677 см куб., 20 л.с. при 3500 об/мин) перестал устраивать водителя – хотелось более уверенной езды, чего без мощного мотора достичь было немыслимо. Да и официальные Технические требования, предъявляемые к самодельному автомобилю для его регистрации в ГАИ, к тому времени стали более лояльными, позволяя использовать более крупные и мощные моторы, нежели разрешенные ранее объемом 1200 куб. см.
Оснащение салона, конечно, оставляло желать лучшего. Автокондиционеров в то время просто не существовало. Это современные кулибины обязательно добавляют этот элемент в самоделки. Ведь даже заправка автокондиционера в наши дни стала делом привычным и недорогим. А в те времена советские автолюбители даже не знали о существовании такой автомобильной роскоши.

Читайте также:  Объемные грибочки своими руками

После того, как старый немецкий мотор вместе с коробкой передач и главной передачей был отправлен в отставку, на его месте под капотом поселился привычный советскому человеку 4-цилиндровый «волговский» силовой агрегат. Естественно, попутно машина стала заднеприводной – заменили задний мост, а под днищем появился кардан. Переднюю подвеску так же позаимствовали у Волги.

И его детище снова стало на прикол, в этот раз – для модернизации кузова. Его расширили и удлинили, увеличив колесную базу и задний свес. Пришлось даже за счет проставок под диски расширить колею, чтобы увязать новую ширину полезного пространства кузова и параметры шасси. Салон вышел настолько вместительным, что на переднем сиденье сегодня помещается трое человек (с водителем), а на заднем – все четверо. Еще нагляднее: вдоль заднего дивана в полный рост ложится взрослый мужчина средней комплекции.

Способности автомобиля в плане грузоперевозок расширили за счет доработки его задней части. Кузов из седана-тудора превратили в хэтчбек, причем с весьма оригинальной задней частью. Собственно, ради новой кормы и была затеяна вся реконструкция.

Во-вторых, задний борт багажника сделали откидывающимся вниз, как у грузовика: опять-таки, погрузка облегчается, да и длинномерный груз можно разместить частично «на весу». А вот пассажирских дверей все так же две – автор проекта посчитал это достаточным, совершенно справедливо полагая: чем меньше проемов, тем выше жесткость кузова и тем больше он прослужит без проблем.

Тем более, что алюминий, пластик, карбон и титан используется в автопроме давно и успешно. И так то оно так, однако стоимость перечисленных материалов и технологические особенности не позволяют применять их сплошь и рядом.

Сначала разберемся с нержавейкой. Казалось бы, достаточно дешевая альтернатива обычному оцинкованному кузову, ведь это простая сталь с добавками хрома и никеля, зачастую имеющая зеркальный внешний вид. Нержавейка, как следует из названия — не ржавеет. Однако она тяжелее многих видов стали и мягче. Автомобиль из нее будет дорог в производстве, тяжел и лишен необходимой прочности. История знает применение нержавеющей стали на легендарном DeLorean DMC 12 (та самая машина из культового фильма «Назад в будущее»), однако из нержавейки здесь были лишь внешние панели — сама рама выполнена из композитных материалов.

Ржавеющий алюминий

А чо же алюминиевые сплавы? Да, они легче стали в несколько раз и более стойкие к ржавчине, однако гораздо дороже, их сложнее варить. Причем у алюминия есть недостатки — он не может обеспечить необходимую прочность.

По этим причинам в последнем Audi A8, первое поколение которой было сплошь алюминиевым, применяются обычные стальные сплавы для улучшения прочностных характеристик при столкновении. Хотя и алюминиевый сплав никуда не делся (58% кузова «восьмерки» сделана из этого материала). К тому же, вопреки заблуждениям, алюминий ржавеет (покрывается белым налетом, затем крошится), хоть и намного медленнее чем обычная сталь. Причина тому — оксидная пленка, которая возникает на материале при контакте с воздухом.

Почему весной ржавчина появляется даже на пластиковых бамперах

5 иномарок, которые ржавеют в России быстрее остальных

Титановый беспредел

Титановые сплавы прочнее алюминия и лишены его недостатков, но они в 6 раз дороже — цены на автомобили с кузовами из титана начинаются с отметки в нескольких сотен тысяч долларов. Яркий представитель этого клана — Icona Vulcano Titanium за 2,5 млн. долларов.

Карбоновые перспективы

Главный конкурент титана — карбон: композитный материал из полимера и эпоксидной смолы. Он сравним по прочности с титановым сплавом, но еще легче. Ржаветь же, по понятным причинам, в карбоне нечему. Зачастую производители элитных автомобилей используют конструкцию из титана и карбона, комбинируя их преимущества. Такой синтез осуществлен в Pagani Huayra (от 1,3 млн. долларов).

В итоге автомобиль 2010 года выпуска начнет гнить намного позже, нежели автомобиль 1980—1990 годов. А новости о возможном удешевлении карбона также дают немалую надежду, что лет через 10 мы будем ездить на машинах, которые не ржавеют вообще.

Современные новые автомобили зачастую могут похвастаться гарантией от сквозной коррозии на 12 лет, но использование красок на водной основе и необходимость ежегодно инспектировать кузов на предмет «жуков» сводят на нет все прелести гарантии. Ржавеют нынче даже те, кто раньше был королем «нержавеек». Мы поискали в каталоге A.TUT.BY подержанные варианты, которые готовы стойко терпеть соляные смеси наших дорог.

Безусловными лидерами любых рейтингов стойкости кузова к коррозии были и остаются автомобили марки Audi. Что, в общем, неудивительно. Audi первой в мире начала выпускать машины с оцинкованным кузовом. Поэтому двадцатилетние «бочки» еще можно увидеть в приличном состоянии. А на машины начала 90-х цены задирают неимоверно — как раз из-за крепкого кузова.

Так, приличный экземпляр Audi 80 1995 года выпуска, с пробегом 250 000 км предлагают аж за 11 087 рублей. Автомобиль оснащен бензиновым двигателем объемом 1,6 литра, есть электрические стеклоподъемники, кондиционер. Продавец обещает отличное состояние. В принципе, если кузов не был серьезно поврежден, то такая «восьмидесятка» еще лет пять-семь прослужит без особых проблем. Но не за такие деньги — еще чуть-чуть добавить, и купишь новую Lada или Renault. Можно, конечно, при желании, поискать варианты подешевле, потому что предложение по Audi 80 огромное — более 600 автомобилей в продаже.

Audi A6 в кузове С4 тоже являются рекордсменами в сопротивлении коррозии, если не брать в расчет передние крылья, которые удивительным образом портят весь имидж автомобилю. Впрочем, их нетрудно заменить и наслаждаться отсутствием «жуков» на остальных деталях.

Если хотите приобрести Audi A6 в отличном состоянии, то придется раскошелиться. Так, мы нашли приличный экземпляр 1996 года выпуска, с дизельным двигателем 2,5 литра и автоматической коробкой передач. За машину с пробегом 400 000 км просят 14 414 рублей. Машина в идеальном состоянии для своих лет, есть климат-контроль, круиз, ксеноновые фары. Но 7150 долларов… За машину 1996 года выпуска? Когда новый Polo и другие «бюджетники» стоят около 10 тысяч?

В большинстве случаев, когда разговор заходит об антикоррозийной стойкости кузовов Opel, автолюбители вспоминают, что «если в полной тишине подойти к опелю, то можно услышать, как он гниет». Впрочем, вряд ли это можно сказать о модели Astra поколения G. Довести ее кузов до состояния сквозной ржавчины можно только намеренным натиранием солью слабых участков. Кстати, особую славу снискали так называемые «бундесверовские» машины, списанные из армии Германии. Покрытые невзрачной матовой зеленой краской, они обладали якобы повышенной стойкостью к коррозии. Как бы там ни было, Astra G является нетипичным Opel в отношении к коррозии.

За экземпляр первых лет выпуска, например, Opel Astra 1998 года, с пробегом 253 000 км просят 4900 рублей. Из проблем кузова — требуется косметическое вмешательство на задней арке. И это почти за 20 лет!

Машины последних лет выпуска до сих пор в цене, которая даже кажется несколько завышенной. Автомобиль 2002 года выпуска с пробегом 218 000 км предлагается за 14 293 рубля. Это машина с простым восьмиклапанным мотором 1,6 литра, механической коробкой передач. В принципе, при таких способностях противостоять коррозии автомобиль еще прослужит долго. Между прочим, в вопросах стойкости к ржавчине Astra G выглядит куда привлекательнее того же Golf 3 и не хуже Golf 4. У Opel кузов, пожалуй, крепче.

Читайте также:  Плетение из резинок платье

В список наиболее стойких к коррозии автомобилей можно смело отнести Peugeot 307. Кузов у него частично оцинкован, передние крылья — пластиковые. Проблемным местом является только дверь багажника у «универсала» — по нижней кромке облезает краска, но при этом ржавчина не появляется. В общем, чтобы найти ржавый Peugeot 307- надо очень постараться.

За экземпляр 2001 года выпуска просят немного. Вот, например, Peugeot 307 с пробегом 245 000 км, двухлитровым дизельным двигателем и механической коробкой передач. Цена — 6451 рубль. Продавец честно признается, что на кузове есть лишь один «жучок».

За машину 2007 года выпуска могут просить и вовсе нереальные деньги. Так, Peugeot 307 SW с пробегом 250 000 км предлагается за 16 329 рублей. Машина с 1,6-литровым дизельным двигателем и «механикой». Понятно, что «дизель», в отличном состоянии и прочее, но как-то уж слишком. Впрочем, средняя цена на хорошие экземпляры с кузовом «универсал» да еще и дизелем пляшут в районе 12 000−14 000 рублей. Доплата за нержавейку?

Шведские «чемоданы» Volvo 700-й и 900-й серии тоже причисляются к долгожителям без коррозии. Последовавшая за ними Volvo 850 уже не могла похвастаться такой стойкостью, но тоже была очень крепкой. Модель S70, которая, по сути, является фейслифтингом «850-й», тоже вошла в списки автомобилей с отличной стойкостью к коррозии. Рядом с ней находятся модели S60 и S80. Так что при покупке Volvo 2000-х годов можно быть уверенным в том, что ржавчина будет последней проблемой с этим автомобилем.

Конечно, найти Volvo 700-й серии в живом состоянии — та еще задачка. Но варианты есть. Вот Volvo 740 1986 года выпуска за 4032 рубля. По заверениям продавца — кузов без ржавчины. Под капотом — бензиновый мотор 2,3 литра. Пробег неизвестен, да и не скажет он ни о чем в таком почтенном возрасте. Машина, конечно, с душой, с характером. Как говорится, таких уже не делают. Так что заслуживает внимания как минимум по причине реально крепкого оцинкованного кузова.

Нормальный экземпляр Volvo S70 можно купить примерно за 8000 рублей. За такие деньги мы нашли машину 1997 года выпуска с пробегом 200 000 км. Под капотом — 2,4-литровый бензиновый двигатель и механическая коробка передач.

Минимальная цена на Volvo S60 — 7000 рублей за автомобиль 2001 года выпуска. Автомобили последних лет выпуска стоят гораздо дороже.

Volvo S60 в отличном состоянии 2007 года выпуска стоит 26 000 рублей. Такие деньги просят за родной пробег 140 000 км и исполнение R-line.

Возможно, кто-то будет смеяться, но выдающейся стойкостью кузова обладает Fiat Tipo. Это признал даже Шведский институт исследования коррозии. Да и вообще стоит заметить, что большинство итальянских машин с середины 90-х годов обладали весьма крепкими с точки зрения коррозии кузовами. Так что если нужен недорогой автомобиль, который в ближайшие пару лет не превратится в труху, то почему бы и нет?

Fiat Tipo 1991 года выпуска с двухлитровым бензиновым мотором предлагается за 3427 рублей. В нагрузку к крепкому кузову покупатель получает электронную панель приборов, биксеноновые фары и сигнализацию.

Конечно, наш рейтинг является не самым полным и верен лишь при условии, что ни один из автомобилей не попадал в аварию. Состояние кузова зависит от условий эксплуатации, климата, внимания владельца и других факторов. Но для тех, кто хочет минимизировать риск борьбы с ржавчиной при покупке подержанного автомобиля, этот рейтинг окажется весьма кстати.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector